Выставка «Казак без веры не казак»

Выставка «Казак без веры не казак», которая расположилась в Экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» музея-заповедника М.А. Шолохова, представлена Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником, который создан в 1970 году благодаря инициативе и настойчивости М.А. Шолохова.

Старочеркасские музейщики привезли в Вешенскую уникальную коллекцию церковных предметов, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

На открытии выставки, которое состоялось 8 февраля, заместитель директора, главный хранитель музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогрева отметила духовную близость двух старинных донских казачьих станиц и обратилась к тексту того самого шолоховского письма, в котором он предлагает руководству страны в год 400-летия Войска Донского организовать в Старочеркасской историко-архитектурный музей, «чтобы сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной страны».

Исполняющая обязанности директора Старочеркасского музея И.А. Чеботурова в ответном слове высказала благодарность за радушный прием и искреннее удивление тем, что вешенцы так хорошо знают прошлое их родной станицы.

Своим мнением о событии поделились также протоиерей Вешенского благочиния отец Владимир, атаман Вешенского юрта И.В. Свирякин. На открытии выставки присутствовал глава Шолоховского района О.Н. Дельнов.

Экспозиция выставки получилась привлекательной, насыщенной историческими раритетами, о которых рассказала собравшимся заведующая экспозиционным отделом Старочеркасского музея И.С. Емельянова.

Интересна и необычна история Феодоровской иконы Божьей Матери. Эта икона считалась семейной и особо почитаемой в царском доме Романовых. По преданию, именно ею мать будущего царя Михаила Федоровича благословила на царство своего сына. С 18 века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. К ним относятся: Мария Федо-ровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III), Александра Федоровна (жена Николая II). На иконе, в правом нижнем углу, размещена эмблема «Фалунь» - это изображение вселенной в миниатюре. Некоторые исследователи называют эту эмблему «женское чрево», из которого произошел весь род людской. Икона написана на липовой доске. При реставрации изображения на одеждах Богородицы открылась нечитаемая надпись.

Икона «Пять изводов Богородицы» была написана уроженцем ст. Старочеркасской Григорием Чулимовым. Автор не только подписывал свои иконы, но и указывал год и место их изготовления. Это тем более интересно, что на русских иконах авторская подпись явление крайне редкое.

На выставке представлены и редкие книги: «Скифское покаяние» (достаточно было прочитать главу из покаяния и грехи отпускались), «Учебная псалтырь» (главное учебное пособие в древности), «Старочеркасский Ефремовский монастырь Донской-епархии», «Акафист псаломщика» и многие другие. Книга в России издавна пользовалась большим уважением, была не только духовной, но и материальной ценностью. Богоугодные книги стояли всегда на полке в святом углу рядом с иконами. Их передавали по наследству от отца сыну.

Многие посетители, возможно, впервые увидят облачение священнослужителей: саккос-облачениеархиерея, фелонь-облачение священника, совершающего богослужение, и все-возможные детали облачения.

Важнейшую часть выставки составляют подлинные предметы из старочеркасских церквей. Среди них хоругви из Воскресенского собора 19 века, пелена из Преображенской церкви конца 19 века, различная церковная утварь - водосвятные чаши, сосуд для причастия, металлические и стеклянные лампады, кресты напрестольные, осеняльные, нательные и трикирии.

Выставка дает возможность посетителям узнать больше об истории религии в России и на Дону, об отношении казаков Верхнего Дона к православной вере.

Нина НОСКИНА,
младший научный сотрудник
научно-экспозиционного отдела
музея-заповедника М.А. Шолохова.