Встречаем Пасху

Пасха Серафимович

Начало празднованию Пасхи положили сами апостолы, которые заповедовали отмечать ее всем верующим во Христа. Однако первоначально христиане Западной Европы и Ближнего Востока праздновали Пасху в разные дни. Единое решение было утверждено Первым Вселенским Собором в 325 году: Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния и обязательно после Пасхи иудейской. Постепенно возобладало мнение, что начинать праздник нужно около часа ночи (поскольку, когда жены-мироносицы пришли ко Гробу Господню на рассвете, он был уже пуст, а значит, таинство свершилось). Это и было принято на Шестом Вселенском Соборе.

Для служения Пасхальной утрени священнослужители облачаются в самые светлые и торжественные одежды, в храме зажигаются все свечи и кадила в знак радости.

При подготовке данного материала использована книга «Как встретить и провести Святую Пасху», издание Владивостокско-Приморской епархии. 2005 г., газета «Областные вести» за 13-19 апреля 2012 г.

В воскресенье, 5 мая, наступит Пасха Христова – самый большой праздник христиан, который так и принято именовать «праздником праздников».

Сегодня мы публикуем ответы на наиболее актуальные вопросы наших читателей, касающихся праздника Пасхи.

- Что означает само слово «Пасха»?

- Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей Веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Для христианина нет большее радостного дня, чем этот, ибо Христос смертью смерть попрал – победил, Сам воскрес и нам подарил вечную жизнь.

Как нужно проводить этот день?

— Как праздновали Пасху, видно из слов святого Григория Нисского: «Сегодня вся вселенная, как одно семейство, оставив дела обыкновенные, обращается к молитве... Как новый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз вылетевший из пчельника, весь садится на одной ветви, так и все члены семейств отовсюду собираются в свои дома».

Нам следует встречать праздник в святости и благоговении.

Предшествует ему Великая Суббота — последний самый строгий день поста. Пища без растительного масла. В этот день мы вспоминаем Христа, лежащего во гробе.

Хозяйки готовят пасхальные кушания и несут в храм для освящения. К полуночи верующие вновь подтягиваются к храмам, начинается крестный ход.

Современные СМИ предоставляют возможность участвовать в ночном торжестве всем, кто по различным причинам не смог быть в эту благодатную ночь в храме. Идет трансляция патриаршего Богослужения из храма Христа Спасителя. Эти передачи замечательны великолепным комментарием всего происходящего.

Напитав души духовной пищей (причастием святым тайнам), верующие, возвратившись из храма, приступают к разговлению — торжественной трапезе, знаменующей окончание поста.

- Многие кроме пасхи и яиц освящают вино, мясо... Правильно ли это?

- Это совершенно нормально, обычай весьма древний. «Совершая память Христа, Агнца (Ягненка) Божьего, принесенного в жертву за очищение грехов всего мира, христиане», говорится в «Новой Скрижали», «в доказательство духовного веселья, в день св. Пасхи, приготовляют пищу из мяса без словесного ягненка, освященного благословением церковным».

Безусловно, порицая пьянство и разгул, церковь вместе с тем устами Давида-царя свидетельствует, что «вино веселит сердце человека». На радостной трапезе в день Светлого Христова Воскресения употребление вина не считается предосудительным. Кстати и самое первое чудо Спасителя, совершенное им на свадьбе в Кане Галилейской, - превращение воды в вино...

- Почему нельзя поминать усопших на Пасху?

В не столь уж далекие безбожные времена посещение кладбища, уход за захоронением, по сути, являлись единственным (часто подсознательным) соприкосновением с миром иным. Душа каждого человека по своей природе нематериальна, она христианка (такое мнение высказывал еще в III веке Тертуллиан). Неосознанная потребность человеческой души в соприкосновении с тем, что за гробом, выражалась в том, что именно на Пасху (когда вспоминается смерть и воскресение Христа) массы народа толпами бросались к местам захоронений, где зачастую употребляли спиртное.

Сейчас настало время духовного просвещения и возвращения к вере. Допустимо ли в наши дни массовое посещение кладбищ в Пасху? Однозначно нет. Неверно поступают власти, предоставляя в первый день Пасхи транспорт для посещения кладбищ. На Пасху мы разделяем нашу радость с усопшими. Пасхальное поминовение совершается на второй неделе Пасхи — преимущественно во вторник. День этот получил наименование «Радоницы». Когда-то этот день объявлялся нерабочим, к чему и сейчас нужно побуждать наших «народных избранников».

- Обязательно ли христосоваться?

- Радостное пасхальное приветствие «Христос воскресе!» напоминает нам состояние апостолов, когда пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос воскресе?» и отвечали один другому: «Воистину воскресе!» Троекратное взаимное лобзание является выражением любви и примирения друг с другом в память всеобщего прощения и примирения нашего с триединым Богом. В этих словах заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды.