Горечь военного детства
- Информация о материале
- Создано: 08.05.2013, 23:48
Много лет прошло с того времени, как в семью Меркуловых в нелегкий для нашей страны 1943-й ворвалось оставшееся на всю жизнь скорбным известие. Но неизменно при воспоминании о нем на глаза Людмилы Григорьевны наворачиваются слезы. В далеком сентябре за полтора долгих года до конца войны семье Меркуловых пришло сообщение о том, что их любимый муж и любящий отец Григорий Васильевич погиб в бою.
А ведь были у семьи и счастливые времена. До войны… Как вспоминает Людмила Григорьевна, несмотря на то, что семья у них была большая, любви, внимания и заботы хватало всем. Помимо нее – младшей сестры – у Меркуловых было еще трое детей: старшая Римма и средняя Юлия, и совсем маленький Гриша. Невзирая на непростые времена, детство вспоминается как счастливое. И это объяснимо – ведь впечатления детей о юных годах в первую очередь зависят от отношений с родителями, от того, какой климат царит в семье. Людмила Григорьевна помнит отца как заботливого, доброго, обходительного с детьми и супругой. «Положительные папины качества не ограничивались только семьей, - рассказывает она. - На работе, в повседневной жизни и общении с людьми он был таким же. Не зря много лет спустя люди, бывшие знакомыми с ним и узнавшие, что я дочь Григория Васильевича, с удовольствием и неизменной теплотой вспоминали о нем».
Когда в 1942 году раскаты войны стали подбираться к нашим краям, Григорий Васильевич однозначно решил идти на фронт. И это невзирая на то, что имел возможность получить «бронь», так как растил четверых малолетних детей. Однако он – истовый комсомолец – даже не помышлял об этом. Супруга Надежда Александровна полностью поддержала мужа, хотя в душе, возможно, ей было тяжко от его решения.
«Помню, как провожали папу, - делится Людмила Григорьевна. – Была зима 42-го. Мы, дети, доехали с ним и мамой на лошадях до поворота к переправе через Дон. Потом нас ссадили, а мама поехала дальше. Когда отец был на фронте, она поддерживала нас всех, успокаивала и приободряла. Хотя, повзрослев, я осознала, как ей было нелегко, просто она не подавала вида».
Нелегко Надежде Александровне было не только от волнений за супруга, но и оттого, что на ее плечи легли заботы о своей многочисленной семье, к которой прибавились родители, родная сестра и ее маленький сынишка. Несмотря на то, что Надежда Александровна в то время работала в исполкоме, жили, что называется впроголодь: одна буханка хлеба – все, что полагалось на семью из девяти человек, большую часть к-торой составляли маленькие дети. Главным образом кормились тем, что давало подсобное хозяйство, а еще пекли лепешки из кукурузы и желудей. Дедушка, бывший мастером от Бога, ремонтировал технику, за что ему давали немного зерна или сено для коровы.
Как свет в окне были письма от отца с фронта. Когда они приходили, собиралась вся семья – от мала до велика – мать читала вслух, а все с замиранием сердца слушали. Григорий Васильевич интересовался детьми, давал им наставления, приободрял словами, что скоро войне конец.
В один из сентябрьских дней Люда вернулась домой из детского садика. Мама была дома. Девочка удивилась и одновременно обрадовалось – детям практически не удавалось видеть мать дома посветлу. «Правда, меня обеспокоило, что мама лежала на кровати и плакала, - вспоминает Людмила Григорьевна. - Рядом с ней – братишка и двое сестер. Мне рассказали, что папы у нас больше нет, что он погиб на войне».
Это страшное известие пришло в семью Меркуловых от командования части в виде письма: «Григорий Васильевич Меркулов, патриот подразделения, отличный воин, убит осколком бомбы 9 сентября 1943 года в станице Старо-Игнатьевка Запорожской области. Похоронен на северо-западной окраине села».
Перенеся это невероятное горе, семья продолжила свой жизненный путь. Работа по хозяйству, голод и скорбь – бремя, которое мрачной тенью легло на судьбы детей военного времени семьи Меркуловых. Пособие за погибшего мужа было крохотным, рассчитывать на него не приходилось. Да и привыкшая работать Надежда Александровна вовсе не помышляла о государственном содержании.
Трое дочерей и сын учились, невзирая на то, что было очень нелегко, и все вовремя закончили школу. Затем девочки продолжили обучение: Римма - в институте, Юлия – в педучилище, а Людмила поступила в Волгоградский Горхоз. Младший брат Григорий, закончивший школу позже сестер, отслужил в армии, а затем поступил в институт в Ленинграде.
Память об отце свято хранилась в семье на протяжении всех последующих лет. А когда судьба разбросала Меркуловых по разным сторонам, каждый из них забрал эту память с собой. Ни одного дня Людмилы Григорьевны не обходится без воспоминаний об отце, а его портрет и ныне – на самом видном месте в ее доме.
М. АНТИПЦЕВ, "Усть-Медведицкая газета"
Фото из семейного архива.