Юность в кирзовых сапогах

ве­теран Великой Отечественной войны Владимир Кириллови­ч КудрявцевРассказы ветеранов о войне под час всего лишь далекие истории для нового поколения молодежи. Но стоит только про­никнуться хотя бы одной из них, и на душе становится тяжело от мысли, что кто-то в свои юные восемнадцать, окончив разве только школу, с оружием в руках шел в неизвестность, борясь за мир, в котором поч­ти не жил.

Именно так и случилось с ве­тераном Великой Отечественной войны Владимиром Кириллови­чем Кудрявцевым. В 1942 году, в свои неполные 18 лет, он был призван Кумылженским военко­матом в ряды Красной Армии из родного х. Седова.

Юнцы, не осознавшие всю серьезность войны, решил и смастерить из запала мундштук: разожгли костер и один из пар­ней неожиданно бросил запал в него. Медная дробинка попа­ла В.К. Кудрявцеву в ухо и остается с ним по сей день, вместе с воспоминаниями тех дней. Но остальным товарищам повезло меньше. Получив се­рьезные увечья, они вернулись домой, так и не добравшись до линии фронта.

25 февраля Владимиру Ки­рилловичу исполнится 90 лет, память уже начала подводить ветерана, да и воспоминания не из приятных: спали где при­дется, ели что было – и снова в бой! Хуторского парня, кото­рый ладил с лошадьми, в артил­лерийском полку приставили к повозке. Он перевозил пушки, подавал снаряды, а позже нау­чился заряжать орудия. Свой путь воина Володя начал на Украине, был в Белоруссии и, как говорят, прошел всю Евро­пу до Берлина.

- В самом Берлине я не был, - говорит ветеран. – Наш полк шел правее, на два маленьких городка, но нам было видно, как наши войска, ослепив противни­ка прожекторами, взяли город. Дошли мы до Одра, а на другом берегу показались американцы и англичане.

С Победой «старичков» на­чали демобилизовывать, а мо­лодых ребят распределили по частям. Владимир Кириллович оставался в полку до 1947 года, после чего вернулся в родной хутор и колхоз.

Как признается ветеран , технику он не очень уважает, но в войну танки, американ­ские машины и ЗИСы, пришед­шие на смену лошадям, очень помогли бойцам.

- Появление и использование «катюши» было большой неожи­данностью и для нас, и для нем­цев, - рассказывает В.К. Ку­дрявцев. – Ночью от ее выстре­лов все вокруг освещалось. Наши сначала удивлялись: «Что это за «катюша» такая?» Она нам очень помогла!

Много историй из своей во­енной молодости ветеран рас­сказал своему внуку, показы­вая, как осколок от снаряда попал ему в ногу. Что и гово­рить – тяжело достались побе­да и мир для новых поколе­ний нашим дедам!

М. АРЕСТОВА.

Фото Н. Трифонова.