20 апреля – Христово Воскресение

Христово Воскресение

Сегодня наша православная страница целиком и полно­стью посвящена грядущему ве­ликому празднику – Святой Пасхе.

Пасха (Воскресение Христово) — главный праздник православного календаря, установлен­ный в память о Воскре­сении Иисуса Христа.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пе­щере, расположенной не­далеко от места казни. В ночь с субботы на вос­кресенье Мария Магдали­на, поверившая в Христа греш­ница, и две женщины, пришед­шие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах бли­стающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ище­те живого между мертвыми?» Воскресение Иисуса Христа счи­тается всеми христианами вели­чайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом посла­нии коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Хри­стос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

В православной традиции Пас­ха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». В России Пасху отмечали как день великой радости. Главным собы­тием празднества было торже­ственное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресе­нье. Первая ее часть называ­лась полунощница. Она проводи­лась в память о ночной молит­ве Иисуса Христа в Гефсиман­ском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопе­ний священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оста­валась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паника­дила, священники в светлом об­лачении, с крестом, светильни­ками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми при­сутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздни­ка: «Христос воскресе из мерт­вых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские вра­та, что символизировало откры­тие Христом райских врат, за­крытых для людей после грехо­падения Адама и Евы, и начи­налась заутреня.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на ко­торой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блю­до из творога с изюмом, освя­щенные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в пред­ставлении православного чело­века символизировало мир, оба­гренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоцииро­вался с телом Господним, к ко­торому должны причащаться ве­рующие. Первым блюдом во вре­мя пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на ку­сочки по количеству людей, си­девших за столом. После этого каждый получал по куску кули­ча и ложке творожной пасхи. За­тем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовлен­ную хозяйкой, и начиналось ра­достное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обнов­ления и возрождения жизни. Это было в первую очередь обуслов­лено христианской идеей Воскре­сения Христа и связанной с нею перспективой вечной жизни. Со­гласно широко распространен­ным представлениям, каждый че­ловек должен был встретить Пас­ху обновленным духовно и фи­зически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого по­ста. Перед Пасхой считалось не­обходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонти­ровать ограды, привести в поря­док колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить но­вую одежду для всех чле­нов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и оби­ды, не грешить, не всту­пать в супружеские от­ношения, которые вос­принимались как грех.

Продолжением дня Пасхи является Пасхаль­ная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.