Семьдесят три года назад началась Сталинградская битва
- Информация о материале
- Создано: 17.07.2015, 20:04
Сталинград — орден Мужества на груди Земли. 200 дней и ночей сражения потрясли весь мир. Но поначалу, к сожалению, казалось, что в июле 1942-го повторяется июнь 1941-го...
Гитлер мечтал взять Сталинград еще в 1941 году, поскольку по плану «Барбаросса» немецкие войска должны были выйти на линию Архангельск-Астрахань. Однако центр тяжести сражений переместился в Подмосковье. Красная Армия отстояла столицу. Казалось, в войне произошел сдвиг. Руководство страны возлагало на 1942 год большие надежды. Но гитлеровцы сменили вектор наступления. Они решили поискать удачи на Юге России и Северном Кавказе.
Большинство немецких историков склонны трактовать идею Гитлера наступать одновременно на Сталинград и на Кавказ как ошибку. Но что, кроме ошибки, может принести заведомо авантюристическая стратегия?
Тем не менее, для нашего народа началась полоса немыслимых испытаний. Традиционно датой начала Сталинградской битвы считается 17 июля, хотя еще 12 июля Ставка Верховного Главнокомандования образовала Сталинградский фронт. Его составили 62-я, 63-я и 64-я армии. Ему же были переданы 21-я и 8-я воздушные армии. Вскоре в состав Сталинградского фронта были включены отошедшие с большими потерями 28-я, 38-я и 57-я армии. Только на усиление 8-й воздушной армии было переправлено 200 самолетов.
С 17 июля по 30 сентября на усиление Сталинградского направления было брошено 50 стрелковых и кавалерийских дивизий, 33 бригады, в том числе 24 танковые. К сожалению, как мы знаем теперь, это не помешало войскам откатиться к Волге. В начале сражения было еще немало случаев паники и растерянности. Покончить с этим помог в известной мере знаменитый приказ №227, пронизанный настроением «Ни шагу назад».
На устойчивости войск первоначально отрицательно сказывалась боязнь окружения. Солдаты опасались репрессивных мер по отношению к «окруженцам», и это снижало их боевой потенциал. Оставалось немалое время, чтобы почувствовать вкус сражения в развалинах великого города, чтобы физически ощутить: «за Волгой для нас земли нет». Здесь был исток великого патриотизма, позволившего перевести поток войны на запад. Но для этого потребовались месяцы и сотни тысяч жертв. Настанет время, когда военное искусство шагнет на новый рубеж, когда военачальники научатся сосредотачивать на главных участках удара гигантские силы, резервы артиллерии и т.д. Но это будет потом. А пока, 73 года назад, Сталинградская битва только разгоралась.
В замечательной энциклопедии «Сталинградская битва» мы читаем скупые строки о том, что происходило в эти дни: «17 июля, пятница. Передовые отряды 62-й армии на реках Чир и Дон вступили в бой с частями 6-й полевой армии вермахта. В большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду, начиналась Великая Сталинградская битва...».
17 июля 1942 года фашисты вышли на территорию Сталинградской области в хуторе Горбатовский Серафимовичского района. Именно здесь в неравный бой с захватчиками вступил и героически погиб рядовой милиционер, разведчик, коммунист Григорий Михайлович Колесников.
- В конце июня – начале июля 1942 года, - вспоминает сын героя Станислав Григорьевич, - отец по поручению руководства НКВД города Серафимович ходил в разведку и передавал по телефону своему начальству оперативные сведения, организовывал и проводил эвакуацию населения и скота, вывоз хлеба, чтобы ничто не досталось фашистам.
Сегодня в х. Горбатовском свято чтят память Г.М. Колесникова и всех погибших за нашу Родину.
Григорий ВЫПРЯШКИН,
Николай МАРЧЕНКО.