Крест на Пирамидахнет

Юрий Сухарев в своей книге «Лазоревый свет. Страницы ка­зачьей истории» приводит такие сведения: «…Под станицей Усть-Медведицкой сошлись в бою «бе­лые» и «красные», казачья бе­логвардейская часть и часть казаков-мироновцев. Со сторо­ны «белых» казаков впереди ко­лонн наступающих гимназистов и реалистов, на коне, с шашкой в руке, в белом платье и с бе­лым шлейфом… юная, красивая усть-медведицкая учитель­ница Катя Мажарова… В этом бою погибло более 200 юношей, влюбленных в Катю и она сама… На горе Пирамида… памятник из белого мрамора и дубовый крест…»

В 2009 году, готовясь к очередным краеведческим чтениям, я обратился к Б.С. Панченко (1934-2012 годы), долгое время работав­шему ответсекретарем рай­онной газеты, с просьбой рассказать о том, что из­вестно ему. Борис Семено­вич сразу предостерег меня от соблазна поэтизировать это событие. По его словам, за белый шлейф можно было принять сбившийся на пле­чи от быстрого галопа голов­ной убор казачки, а сама Екатерина Мажарова могла быть единственным всадни­ком в пешем отряде. А главное – под хутором Шашкин произо­шел один из первых боев брато­убийственной гражданской вой­ны в нашем крае.

…Первая половина 1918 года. 32 казачий полк, выведенный Ф.К. Мироновым с фронта на Дон, располагался в районе станции Себряково. А в Усть-Медведицкой настроение старых казаков было тревожным. На Торговой площа­ди (около нынешнего здания пен­сионного фонда) состоялся сход казаков, где выяснилось, что за­щищать окружную станицу от большевиков некому. Подъесаул Алексеев собрал из учащейся мо­лодежи отряд и занялся его обу­чением. В отряде своими пламен­ными речами выделялась Екате­рина Мажарова.

Когда Миронов отбыл в Мо­скву, чтобы получить от больше­вистского начальства дальней­шие распоряжения, группа усть-хоперских казаков из 32 полка решила проведать родных. Их путь лежал к переправе через Дон в районе х. Ярской. И у ми­роновцев, и у кадетов представ­ления о противнике были самы­ми смутными. В такой обстанов­ке и произошло роковое боестол­кновение недалеко от х. Шашки­на. Исход боя в пользу миронов­цев решил их более чем трех­летний военный опыт, а в пер­вую очередь – предусмотритель­но захваченный в поездку пуле­мет… Говорят, что, узнав о слу­чившемся, Миронов схватился за голову со словами: «Что наде­лали?!»

Местных юношей, погибших в том бою, хоронили рядом с мо­гилами предков, остальных – на горе Пирамиды. Но сколько их было? По воспоминаниям старо­жилов, похоронная процессия растянулась от Воскресенской церкви, где отпевали убиен­ных, до конца одноименной улицы (ныне ул. Октябрьская). Б.С. Панченко говорил, что уби­тых было не более 30 человек (это не уменьшает трагичность произошедшего). А вот что пи­сал П. Скачков в издании «Дон­ская летопись» (№ 1, 1923 год): «В бою под хутором Шашки­ным… из отряда в 100 человек одних только убитых было 26.» И далее: «Убитая молодежь… в числе 13 трупов, была похоро­нена в общей могиле на высшей точке горного берега Дона, в че­тырех верстах от Усть-Медведицкой, называющейся «Пирамидой». (Вряд ли столь прагматичный человек будет преуменьшать или преувеличи­вать жертвы.)

Над братской могилой был по­ставлен впечатляющих размеров крест с прикрепленной к нему па­мятной надписью. История этой надписи такова. Знаменитый дон­ской писатель Федор Дмитриевич Крюков был в те тревожные дни в Усть-Медведицкой, провожал в последний путь кадетов. Уезжая в свою родную Глазуновскую (из ней только что изгнали красных), Крюков оставил своей квартирной хозяйке А.В. Поповой стихотворе­ние в прозе «Родимый край». В тот же день состоялся благотво­рительный концерт для получения средств на лечение раненых (17 из них присутствовали на этом концерте). «Прочитанный несколь­ко раз подряд, «Родимый край» произвел на присутствующих не­изгладимое впечатление», отме­тил П. Скачков. Концовка из сти­хотворения и стала надписью на кресте. Поскольку не все знако­мы с творчеством Ф.Д. Крюко­ва, считаю необходимым приве­сти надпись полностью, ничего не меняя.

«Во дни безвременья, в годи­ну смутную развала и паденья духа, я, ненавидя и любя, сле­зами горькими оплакивал тебя, мой Край Родной…

Но все же верил, все же ждал; за дедовский завет и за родной свой угол, за честь ка­зачества взметнет волну наш Дон Седой.

Вскипит, взволнуется и клик­нет клич, клич чести и свободы.

И взволновался Тихий Дон…Клубится по дорогам пыль, ржут кони, блещут пики… Звучат род­ные песни, серебристый подго­лосок звенит вдали, как нежная струна… Звенит и плачет, и зо­вет.

То Край Родной восстал за честь Отчизны, за славу дедов и отцов, за свой порог и угол…

Кипит волной, зовет, зовет на бой Родимый Дон.

За честь Отчизны, за казачье имя кипит, волну­ется, шумит седой наш Дон, - Родимый Край…»

Когда 29 января 1919 года красные заняли Усть-Медведицкую, крест начали рубить, но Миронов остано­вил своих подчиненных, и тогда лишь убрали надпись. Крест ликвидировали поз­же, уже без Миронова…

Еще одно стихотворение в прозе Ф.Крюкова называ­лось «Пирамиды» и посвя­щалось похороненным здесь кадетам. На этом месте ча­сто бывал и усть-медведицкий писатель Ро­ман Петрович Кумов, став­ший автором пьесы в 4-х актах «Пирамида». По сви­детельствам современни­ков, оба писателя мечтали обрести покой рядом с братской могилой кадетов. Но судьба распорядилась иначе. Ку­мов умер 20 февраля 1919 года в Новочеркасске. Ровно через год, день в день, на Кубани умер Крюков, место его захоронения до сих пор неизвестно. Где похо­ронена Екатерина Мажарова, и как ее отчество – об этом тоже молчат Пирамиды…

По словам Б.С.Панченко, о погибших кадетах вспомнили еще раз в 1972 году, когда на горе Пирамида велись работы с це­лью сооружения водонапорной башни. Но перезахоронения про­изводить тогда не стали, не было речи и об установлении надгро­бья. Не только по идеологиче­ским соображениям, но и по че­ловеческим: еще были живы участники гражданской войны…

В декабре 2000 года, в дни Рождественского поста, путь скорбной процессии 1918 года повторили участники крестного хода во главе с митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. Тогда на вершине Пирамиды был освящен 10-ме­тровый поклонный крест как символ покаяния и памяти, как знак воскресения из мертвых. А памятник? Неужели ошибает­ся Ю. Сухарев? Да нет. Волею судьбы у подножья горы возвы­шается обелиск в память о красногвардейцах, погибших от рук белых. Как пишет уроженец г. Серафимовича, Михаил Пан­кратов:

На кургане, средь блескучих

молний,

Вечный обрели теперь покой

Красные лазоревые волны

С белою ковыльною волной.

Конечно, обрели. Уже 95 лет миновало с тех пор.

Василий КУЗЬМИЧЕВ.

х Трясиновский