Усть-Медведицкая "Пирамида"

Одной из достопримечательностей Усть-Медведицкого Округа является его "Пирамида" , на склоне которой расположена окружная станица. В геологическом процессе образования земной поверхности природа в создании этого уголка проявила один из причудливых форм ее творения. Пирамида одной стороной спускается к высокому меловому обрыву, у подножия которого течение Дона меняет направление, и делает излучину, огибающую станицу с трех сторон. От южных ее склонов идут во всех направлениях глубокие, обрывистые овраги.

Над этой изломанной природой местностью возвышается ровная, пирамидальной формы вершина, называемая "Пирамида", С вершины Пирамиды открываются во все стороны виды неограниченных просторов.

В прошлое время склоны Пирамиды и окружающие ее овраги были покрыты зарослями леса и служили убежищем для скрывавшегося люда от внешнего мира. Этот уголок, с природными географическими особенностями, связан с большими историческими событиями, происходившими на северных окраинах Дона.

До конца первой половины 16 века от устья Хопра течение Дона на севере было границей донских казаков. Земли по течению р. Медведицы, Иловли и все левое побережье Дона казаками не были заселены. Эти земли между московскими границами и течением Дона составляли "Дикое Поле", по которым кочевали орды азиатских народов, и сюда шел поток беглого люда из московских пределов. Богатая природа "Дикого Поля" служила источником питания кочующего люда и служила местом укрытия от внешней опасности в густых непроходимых лесах, которыми были покрыты все реки и овраги.

Дальше владения донских казаков шли по течению р. Хопра, примерно, до р. Бузулука. По Хопру проходил тракт с Дона на Москву.

Река Ворона была глубоким тылом донских казаков, здесь были построены ими Монастыри с приютами для престарелых и одиноких казаков и казачек. Многие казаки после бурной, полной тревог и опасностей жизни, под старость уходили в Монастырь, где заканчивали свою жизнь. По сведениям, например, все казаки, выдержавшие осаду турок в Азове, в числе 3.000 мужчин и 800 женщин, дали обет пострижения, и по окончании осады, все удалились в Монастыри.

Заселение левого побережья Дона и его притоков началось после царствования Петра I, и земли эти занимались не столько станицами, сколько крупными землевладельцами, зарождавшимися среди казачества. Войсковая Старшина бесконтрольно занимала свободные земли, на которых создавали помещичий крепостной быт.

Казаков закрепощать донские помещики не имели права, но они скупали в России крестьян и превращали их в своих крепостных.

Количество - крепостного населения на Дону росло настолько быстро, что, напр., по запискам Атамана Денисова, у его дяди в молодости было 300 крепостных душ, а умирая, он оставил 1.700 человек. К 17'.3 году на Дону за станицами, и, главным образом, за частными лицами числилось иногородних 20.422 человека.

В правобережной части Дона крупных наследственных земельных участков не было. Но здесь, по решению Старшины, нарезались участки в личное владение , т.н. называемым мелкопоместным чиновникам.

Бесконтрольный захват свободных земель и раздача участков чиновникам привело к обезземелию казаков. Поднялись протесты и посыпались жалобы в Петербург. Наиболее ярким защитником казачьих прав был, один из Войсковой Старшины Себряков. Императрица Екатерина II назначила "межевую комиссию" для измерения земель донских казаков, результатом чего было отнятие всех самочинно захваченных земель у помещиков и передача их Войску.

На землях донских казаков оставлены были крепостные донских помещиков, были наделены землей и оставались среди казаков в виде крестьянских слобод, которыми было покрыто все левобережье Донской территории. Но, вместе с тем, защитник казачьих интересов, Себряков, по непонятным причинам, получил в наследственное пользование между Хопром и Медведицей обширные земельные угодья, которые составляли единственное помещичье владение на территории Дона до революции.

Потоки беглого люда из пределов Московского Государства шли по причинам внутренних условий и искали на окраинах убежища от политических и религиозных преследований. Беглецы направлялись в сторону Дона. По Медведице, Иловле, по верховьям других рек они оседали в лесах, оврагах и создавали скопища бездомного люда, непримиримо настроенного к московским порядкам. Наиболее непримиримы к Москве были раскольники; они были ревнивыми хранителями церковной старины, повсюду создавали раскольничьи "СКИТЫ" центром духовного их движения был Монастырь, устроенный подножья Пирамиды, на склоне глубокого оврага, круто спускавшегося К Дону. Отсюда шли повсюду чернецы проникали вглубь Дона, создавали тайно раскольничьи скиты и разносили хулу на Церковь, Патриарха и Царя. Донским казакам была непонятна жестокость, с которой московские правительство преследовало раскольников, молящихся по старым книгам. Но рассеяние их по Дону их большие скопища на его окраинах нарушало нормальную жизнь самих казаков и принимало форму открытого мятежа» Усть-Медведицкий Скит был центром для всех скопищ, оседавших в разное время на северных окраинах донской территории. Тут, как передает предание, побывал и Степан Разин и, как будто, пожертвовал Скиту образ Божьей Матери, который хранился до последнего времени в возникшем в последствии на том же месте женском Монастыре.

Скопища беглого люда, осевшие около Скита в устье Медведицы и по всему ее течению пополняли ряды Разина, собравшихся в устье Иловли. Донские казаки неоднократно выступали против мятежных скопищ, разрушали их городки и Войску же пришлось ликвидировать окончательно стан Разина с его вольницей, расположившейся на Кагальнике. Усть-Медведицкий Скит превратился в место открытого мятежного центра, когда во главе Скита стал Козьма Косой. От него стали рассылаться "прелестные "письма по Дону, Северному Донцу и дальше на Яик и Терек. Раскольники просили всех не слушаться царей, ни Патриархов, но крепко держаться за старую Веру, - "Аще ли будет какой опал с Москвы, вы к нам идите: за нас станут многие орды и калмыки: не покинет нас и Чаган-Багатур и Ногай мурза как пойдем на Москву и замутим всеми".

Часть раскольников двинулась внутрь территории Дона и прорвалась к Черкасску и стали уговаривать казаков защищать старую веру. Казаки разогнали их, и они ушли на Кавказ и предались мусульманам.

В это время войско было в походе с войсками кн. Голицына на Крым: сам Атаман Войска Фрол Минаев с 3.000 казаков действовал против Крыма со стороны Азова. Москва требовала уничтожить раскольничий Скит в устье Медведицы. В 1668 году против Козьмы Косого был послан отряд казаков. Раскольники проявили упорное сопротивление, и осада Скита затянулась на целый год.

С подходом свежих сил, сопротивление было сломлено и Скит был разрушен. Все городки по Медведице казаками тоже были разрушены. Часть спасшихся раскольников бежала на Кубань и укрылась в пределах Павкала Трковского. 500 человек с Козьмой Косым отошли и укрепились в пределах Тамбова и Козлова. Там раскольники построили городки, но в 1669 году казаками снова были разрушены и раскольники были побиты и рассеянны.
В начале царствования Петра I наплыв беглецов к границам Дона усилился. Р. Медведица, верховье Хопра и других пограничных рек заселились беглым людом. Наиболее сильное скопление на этот раз сосредоточилось в районе Бахмута. В 1674 году в районе Бахмута донскими казаками были открыты соляные копи, которые они и считали своею собственностью. Для варки соли требовалось большое количество рабочих рук и казаки охотно принимали для работ беглых из России.

Царь Петр потребовал от Войска отправки всех укрывшихся на территории Дона и поселившихся там после 1695 года в Россию.

Казаки долгое время отмалчивались и не торопились выполнять приказ царя. Петр принял более энергичные меры и послал на Дон ОТРЯД войск с Долгоруковым для сбора беглецов и препровождения их в Россию, Для укрывшихся на Дону не оставалось ничего другого для спасения, как открытый бунт. Все укрывавшиеся на Бахмуте, по Медведице, верховьям других пограничных рек подняли мятеж, Который возглавил донской казак Кондратий Булавин.

Служилый состав Донского Войска в это время был в отрядах московских войск, действовавших против шведов. Мятежники сломили сопротивление небольшой части казаков, находившихся в распоряжении Атамана Лукьяна Максимова, заняли Чеокасск. Атамана и его помощников перебили, город Черкасок разграбили и сожгли.

После подавления мятежа последовала расправа с осевшими по Медведице и верховьях других рек. Мятежники в количестве 20 т. состояли исключительно из беглого люда, частью были уничтожены и по одним сведениям, в количестве 3.000, по другим, ??.000 с Некрасовым бежали на Кубань и отдались под покровительство Турции.

Давно миновали времена кровавых событий, потрясавших Дон  и северные его окраины, центром которых была возвышающаяся над окрестностью "Пирамида"» Наладилась внутренняя жизнь российского Государства крепостное право, религиозные преследования стали пережитком прошлого. Прекратилось скопление бездомного люда на окраинах Дона, вносивших смуту среди донского казачества. Прочно заселенными стали р. Медведица, Иловля и все левое  побережье Дона. С 1703 г. на Дон были переселены калмыки, кочевавшие в Мариупольском уезде и поселены в Задонских степях, составившие потом Сальский округ.

Тихо течет Дон среди зеленеющих и колышущих хлебами полей. По всей территории Дона разбросаны хутора и станицы. Коли на Дону не было богатства, то все же повсюду чувствовался достаток и благополучие. Казачество после бурной, полной тревог и военного напряжения жизни превратилось в трудолюбивое мирное население в прямом смысле "Тихого Дона ". Многое из прошлого изгладилось из памяти: хранились отдельные предания и воспоминания из прошлого, служившие темой для разговоров стариков в долгие зимние вечера. Безмолвным свидетелем всего, по-прежнему, над окрестностью Округа возвышалась Пирамида, поверхность которой для поднявшегося на нее казалась развернутой скатертью, с ранней весны, покрывающейся зеленью травы и полевыми цветами. Во все стороны от нее открывалась даль, покрытая туманным маревом. На склоне не ее Станица превратилась в большой культурный центр севера Дона с официальными учреждениями и многочисленными школами.

То, что изглаживается из памяти народа, сохраняется более прочно землей им населяющей и хранящимися обычаями, смысл которых кроется в далеком прошлом.

На месте Скита Козьмы Косого был основан Преображенский Женский Монастырь, но о прошлом в народе хранилась легенда, Монастырь здесь был хранителем чистоты веры. С севера на него надвинулись вооруженные силы и с ними шли нарушители старой веры Игумен с монахами, видя надвигающуюся опасность для веры Христа, стали молиться, ПРОСЯ Бога покрыть Скит надвигавшей над ним горы. И по их молитве гора двинулась и покрыла Скит, Покрытый Скит горою ждет то время, когда воссияет правая вера, тогда он снова появится на поверхности. Происхождение этой легенды не трудно понять: зарождение ее относится ко времени раскольничьего быта.
Немало хранилось в предании народа и других исторических воспоминаний из далекого прошлого. Через северные правобережные Округа Донской Области с запада на восток, в направлении излучины Дона, сближающей его с Волгой, сохранился степной шлях, местами проезжий, местами перепаханный, носивший название Гетманского шляха", К какому времени и к каким событиям относится этот путь, трудно объяснить.

На окраине Кременской станицы, по рассказам ее жителей, хранился камень с надписью, сделанной одним из ханов, осаждавших станицу с ордою, Станица раньше носила другое название, но когда казаки выдержали осаду хана с татарами, то хан уходя, приказал поставить камень и сделать на нем надпись: "это-не станица, а к кремень" .После этого казаки переименовали свою станицу в Ксеменскую.

В ограде одной из церквей Усть -Медведицы была неизвестная для казаков могила, в котором был похоронен Атаман Войска, ген. Власов, последний Атаман из природных донских казаков5В 1в4в году, объезжавший Округ во время холеры,и скоропостижно умерший и похороненный в Усть-Медведице.

В некоторых правобережных хуторах хранился до самого последнего времени обычай на масленицу устраивать военные игры, состоявшие в следующем. Казаки из саней, положенных в различном направлении одни на другие и покрытые брезентами, или по казачьему названию "пологами" , устраивали нечто похожее на парусное судно» В судно это впрягали несколько пар лошадей и оно двигалось на окраину хутора. Вокруг судна скакали казаки и стреляли из ружей. В поле появлялась другая вооруженная конная группа: происходил двусторонний бой, и потом таким же образом, при скачке и стрельбе казаков, судно возвращалось в хутор. На улицах ставились пуки связанной соломы и начиналась скачка со стрельбой в солому, причем удачным выстрелом считался тот, от которого загорался пук соломы. После этого военного упражнения, начиналась выпивка, песни и танцы, Если спросить любого из участников, что означает эта игра, и какую связь парусное судно имеет со степными хуторами, где речки бурлили только во время весеннего таяния снегов и пересыхают на все лето, ответить, конечно, никто не мог бы, но в этой игре крылось далекое историческое прошлое, до конца ХУ111 ст., каждую весну в районе Воронежа, нагружались баржи и мелкие суда хлебом и царским жалованием и справлялось вниз по Дону в Черкасск.
При появлении этого транспорта в пределах Войска, казаки всех прилегающих к Дону станиц и хуторов, выезжали на берег Дона и встречали царское жалование скачками, стрельбой и джигитовкой и, таким образом, сопровождали суда от станицы к станице до Черкасска. Цель этого сопровождения, с одной стороны, была парадом встречи царского жалования, в котором казаки часто очень нуждались, с другой - охрана ценного груза от нападения лихого люда, недостатка в котором по течению Дона не было.

Монотонная казачья жизнь нарушалась, ежегодно, в начале зимы отправкой молодых казаков в полки и батареи, и осенью встречей прибывавших "служивых", отбывших сроки военной службы.

В 1914 году грянула война, за ней последовала революция и по всей России разразилась анархия. Стали заводы, прекратились нормальные условия труда, и снова, как в былые времена, на Дон потянулись, сорванные со своих мест, "гулящие "люди". Теперь толпы эти шли отовсюду с целью, указываемой им сверху революционными ВОЖДЯМИ:" грабь награбленное".

На фронте, при полном разложении армии, казаки в смуту, охватившую Россию, не вмешивались. Уставшие от войны, они, молча, возвращались домой, без всяких внутренних инцидентов, без убийства командного состава. Не было никакой анархии и внутри Войска. Революция на Дону проходила так же спокойно, без внутренних потрясений,- нарушалась жизнь на Дону только вооруженными отрядами, гулявшими во всех направлениях разложившейся армии, и специально формируемыми революционным центром большевиков, которые заняли господствующее положение в России.

Казаки не брали на себя роль усмирителей взбунтовавшейся России, Но когда прибыли домой, то увидели, что в их жизнь вмешивается ПОСТОРОННЯЯ, чуждая им, сила, и стали подумывать об освобождении от нее своего края и своего имущества. Подходила весна, запущенные во время войны земли и хозяйства требовали обработки. Но в станицы с севера проникали вооруженные банды и парализовали жизнь. Как в прошлые времена, во главе бродячих банд стали казачьи вожди. В Усть-Медведиц ком Округе таким вождем стал Войсковой Старшина Миронов. Он с вооруженным отрядом революционного сброда занял Усть-Медведицу и расположился в ней в качестве окружного комиссара. Нормальная жизнь парализовалась. К началу посева, казаки собрали в одном из степных хуторов съезд и решили очистить Округ от большевиков. Было сформировано несколько сотен, которые подошли к станице и, добром, попросили Миронова с отрядом красноармейцев очистить станицу.

Миронов с окружением ушел на станцию Себряково, где начал готовиться для более прочного занятия Усть-Медведицы. На Пасху с линии железной дороги на Усть-Медведицу двинулся более сильный отряд, и занял станицу. Казаки отошли за Пирамиду и скрылись в одном из ее оврагов. Через несколько дней, на заре сотни напали на станицу и полностью уничтожили батальон красноармейцев, бесконтрольно господствовавших в станице .-чапою на Дон отрядов красных все время усиливался. Через некоторое время Миронов снова с сильным отрядом двинулся на Усть-Медведицу. Навстречу ему вышли несколько сотен и отряд добровольцев-учеников. Миронов принужден был отступить, но в частях казаков, преимущественно среди учащейся молодежи, были большие потери, было убито 13?. мальчиков, местных школ. Эти юные жертвы наступившей" русской анархии были из семей станицы или ближайших хуторов. Невольно возникала мысль сохранить память об этих юных защитниках казачьей свободы. В это время Окружным атаманом был Вас. Георг, Хрипунов. Он предложил похоронить их на Пирамиде и над могилой их поставить высокий белый крест.

Так было положено основание " братской могилы" жертвам гражданской войны.

Территория Дона превращалась в театр гражданской войны. Большевизм надвигался повсюду. Дон защищался от надвигающейся на него, охватившей Россию анархию Ежедневно к полудню из госпиталей станицы трогалась похоронная процессия, впереди с музыкой, игравшей душу раздирающий похоронный марш, В числе сопровождавших эти траурные процессии неизменно шел старый доброволец-ветеран Великой войны В.Г. Хрипунов, Лысый, с непокрытой головой, лоснящейся на солнце, он обыкновенно шел обочиной дороги и ,как бы в слух, мечтал. Когда окончится гражданская война и восстановится на Дону порядок, тогда проведем на Пирамиду электрические провода и крест братской могилы украсим электрическими лампочками, и будет светиться крест далеко по окрестностям и будет напоминать всем о жертвах, принесенных на освобождение Донской земли.

Мечта В.Г.Хрипунова не осуществилась, Дон не выдержал натиска взбунтовавшихся разрушительных сил. В 1919 году у подножия Пирамиды разыгралась тяжелая кровавая драма в одну бурную, снежную ночь у ее подножия были расстреляны, собранные из станиц и хуторов, наиболее почтенные казаки-старики, В числе расстрелянных был и старик-отец инициатора братской могилы, Окончил трагически свою жизнь от руки убийцы и сам инициатор братской могилы. Уничтожен большевиками Крест на братской могиле». Возвышается, как и в прежние времена, над окрестностью, как безмолвный свидетель происходивших событий, Пирамида.

Изменятся времена: на тех же местах будут жить новые поколения. Многое изгладится из их памяти, Но никогда не изгладится ИСТОРИЯ событий, происходивших на этой земле, Земля будет говорить о прошлом, и будет служить напоминанием о тех событиях, хранительницей памяти о которых будет она.

26.2.56. Париж. А.Гордеев