Ангелом храним

Иван Агеевич Коновалов

18 января, накануне одного из великих православных праздников – Крещения, вете­рану Великой Отечественной войны Ивану Агеевичу Коно­валову исполнилось 90 лет. В этот день его поздравил С.А. Жмурков – глава администра­ции района, вручивший вете­рану Приветствие Президента В.В. Путина. Также было мно­го других поздравлений.

Родился Иван Агеевич в х. Отрожках. В семье было ше­стеро детей. Когда Иван окон­чил четыре класса шко­лы, он на­чал помо­гать в кол­хозе. В 1941 году нача­лась война и отца сра­зу забрали на фронт. Ивану на тот момент не было 18 лет. В 1942 году воен­комат Фрун­зенского района вы­звал несо­вершенно­летних юношей и направил их как добровольцев на фронт.

Сначала ребята попали в Солянку на распределительный пункт. Там Иван пробыл две недели. В октябре его напра­вили в обратном направлении – до Ленинска, далее – в Сред­нюю Ахтубу. Зима в том году была ранней, снег выпал в на­чале ноября, сразу начались морозы.

Вскоре молодой солдат был направлен к Волге, до хутора, который был полностью разбит. В руинах каменного дома сол­даты устроили ночлег. Перено­чевали, плотнее прижавшись друг к другу. Наутро бойцы об­наружили, что двое из их това­рищей замерзли.

Затем 178-й минометный полк, в составе которого нахо­дился И.А. Коновалов, был пе­реправлен через Волгу в Ста­линград.

У подножья Мамаева Кур­гана полк занял оборонительно-наступательную позицию. Из рук в руки на протяжении дол­гого времени высота перехо­дила то к советским, то к не­мецким войскам. Иван Агее­вич находился на самой пере­довой. У молодых солдат были винтовки, но стреляли они только из минометов. Снаря­дов подвозили мало, поэтому выстрелы были редкими. Каж­дый день рано утром враг на­чинал обстрел, в одном из ко­торых Иван и был ранен оскол­ком. Ранение хоть и не было серьезным, но Ивана все же отправили домой.

Как стало известно позже – из присланных документов – Иван Агеевич находился на обороне Сталинграда с 30 де­кабря по 3 февраля. На самом деле, в то время мало кто знал, какое сегодня число, да и не до этого было.

После выхода приказа Ста­лина о привлечении на служ­бу юношей, рожденных в 1925 году, Иван был зачислен в ряды Советской армии. В Ульяновске прошел курсы тан­киста, получив в распоряже­ние новый танк. Был направ­лен в Белоруссию в г. Ковель, где принял участие в ожесто­ченном бою. Как вспоминает ветеран, город был полностью разрушен.

Дальнейший фронтовой путь Ивана Коновалова пролег до Вислы в г. Люблен. Из-за не­исправности, возникшей у тан­ка, ему пришлось отстать от однополчан и ждать ремонтни­ков. Именно тогда молодому солдату довелось увидеть бро­шенные концлагеря. Особо за­помнилось, что в одном из ба­раков до самой крыши было навалено огромное количество различной обуви: мужской, женской, детской. К Ивану пришло леденящее душу осо­знание, что обувь эта принад­лежала сожженным в печах узникам…

Пока искали, где заправить­ся, проходили недалеко от воз­вышенности, там находился зе­нитный расчет. Позже Ивану стало известно, что в этом рас­чете находился его отец.

Через какое-то время полк, в котором служил И.А. Коно­валов, занял плацдарм у пе­реправы через Вислу ниже Варшавы, Иван получает пись­мо от отца, где говорилось о его местонахождении. Тут-то он и понял, что разминулся с отцом всего несколькими ки­лометрами. Иван попросил друга, который направлялся как раз в ту сторону, заехать к отцу. Тот согласился. Отец, узнав, что сын рядом, не раз­думывая, нашел возможность увидеться с ним. Через неде­лю он уже был на плацдарме у Ивана. Вот так молодому бойцу удалось повидаться на фронте с самым близким че­ловеком. Это было настоящим подарком судьбы – не сдержи­вая слез, вспоминает вете­ран.

Вообще, Иван Агеевич уве­рен, что ему везло на протя­жении всего фронтового пути – он много раз находился на во­лоске от смерти, но оставался жив. Примером тому он расска­зывает историю, когда полом­ка танка спасла ему жизнь.

Это слу­чилось там же, в Бело­руссии. Как уже говори­лось, Иван, ввиду неис­правности своей бое­вой машины, не пошел с полком даль­ше, задер­жавшись на ремонт. На пути его то­варищей располага­лось поле ржи. Разведка доло­жила, что все чисто. Танки пош­ли вперед, но завязли в торфя­никах. В это время немцы под­нялись изо ржи и начали стре­лять по советским солдатам. Иван, проезжая мимо этого ме­ста на своем танке, увидел, что его товарищи-танкисты лежали убитые рядом с увязшей техни­кой. Сердце молодого солдата обливалось кровью…

Но, как оказалось, погибли не все – некоторых забрали в плен. Об этом Иван узнал только при взятии Берлина, когда освободили лагерь воен­нопленных.

Три года И.А. Коновалов ко­мандовал танком, прежде, чем добрался до столицы Германии. Уже в Берлине Иван Агеевич получил серьезное осколочное ранение, в результате которо­го у него отняли ногу. День По­беды он встретил в госпитале. Трудно описать все мытарства по госпиталям, прежде, чем Ко­новалов попал домой.

Ветеран рассказал, что на протяжении всего боевого пути у него с собой неизменно была молитва. Он всегда верил в Бога и уверен, что его обере­гал Ангел Хранитель. Тем бо­лее, что родился Иван Конова­лов в канун Великого Право­славного праздника.

За боевые заслуги Иван Аге­евич был награжден орденом Отечественной войны I и II сте­пени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Бер­лина», «За Победу над Герма­нией» и другими высокими на­градами.

Е. КОСОГОРОВА, "Усть-Медведицкая газета".

Фото Н. ТРИФОНОВА.