Под обстрелом врага
- Информация о материале
- Создано: 09.05.2015, 10:04
В победном мае 1945-го штурмовал Берлин
С Николаем Яковлевичем Мальчиковым мы встретились у него дома. В х. Пронине, где живет ветеран, его хорошо знают.
На фронт Николай Яковлевич попал после блокады Ленинграда. Его и других бойцов на поезде привезли сюда по Ладожскому озеру. Воевать он начал в 505-м артиллерийском полку. Сначала в разведке, затем был переведен в батарею наводчиком.
Первый страшный обстрел, который запомнился на всю жизнь, он пережил вместе со своим товарищем. Однажды они пошли за маскировкой – так солдаты называли ветки, которыми укрывали орудия. Как только нарезали вязанки, начался артобстрел. Товарищи прыгнули в окоп. Совсем рядом разорвался снаряд. Перебравшись в образовавшуюся воронку, бойцы долго лежали там, дожидаясь конца обстрела. Как только взрывы прекратились, пришли со своими вязанками к однополчанам, которые уже считали их погибшими.
В ту памятную для нас встречу Николай Яковлевич рассказал многое, например, о том, что так называемый «Сталинский поек» – 100 фронтовых грамм и папиросы – для многих был губительным. У солдат воспитывалось пристрастие к спиртному. Был случай, когда пошли в наступление, при переезде получился затор. Солдаты в ожидании освобождения проезда вышли из машин и начали курить. К ним подошел один из офицеров, который оказался медиком. «Никотин – это кнут для сердца», - сказал он солдатам. Николая Яковлевича очень задела эта фраза. С того момента он не курит.
Н.Я. Мальчиков рассказал также о ситуациях, которые произошли при освобождении Псковской области. Обычно их артиллерийский полк менял огневые позиции ночью. Однажды так, в кромешной тьме, чуть не уехали к немцам, спасибо немецкая ракета осветила территорию. Как только солдаты поняли, что попали не туда, одна машина развернулась и уехала сразу. А автомобиль Николая Яковлевича не смог этого сделать, пришлось отцеплять пушку, разворачиваться без нее, а затем снова ее прицеплять. Как только тронулись, впереди по дороге начался артиллерийский обстрел.
Затем приехали на вторую огневую, там заняли удобную позицию. Рядом находились заминированные немецкие пушки. Вскоре после начала обстрела у советских артиллеристов закончились снаряды, никто не хотел рисковать жизнью – идти за немецкими снарядами. Николай вызвался разминировать орудия, с ним пошел еще один солдат. Они вместе раздобыли снаряды. Комбат сразу дал команду зарядить пушку, а затем другую и открыть огонь. Так вели обстрел немецкими снарядами из двух пушек весь день. За свой подвиг Николай Яковлевич и его товарищ были награждены медалями «За боевые заслуги».
Участвовал Н.Я. Мальчиков и во взятии Берлина. На подходе к нему переправлялись через реку по понтонному мосту. Солдат высадили из машин, чтобы те могли выжить, если в автомобиль на мосту попадет снаряд. Перебрались, установили пушки, ждали команды, чтобы начать огонь, но ее не поступало. Недалеко начали бомбить. Реактивная ракета (как пояснил Николай Яковлевич – такая же, какими немцы бомбили Лондон) упала на минометную батарею и уничтожила ее. Другая ракета взорвалась в воздухе – ее удалось сбить. Третья ракета была направлена на мост, но не попала, а угодила в воду.
В одном из боев за Берлин, когда солдаты разгружали снаряды, один ящик упал Николаю на ногу и поранил ее. Но, несмотря на боль, он все-таки успел «дать огонь» по Рейхстагу, после чего от боли потерял сознание. Тогда его на машине перевезли в тыл полка. 2 мая гарнизон Берлина капитулировал – сдался в плен.
8 мая ночью пошли выстрелы в воздух. Никто ничего не понял, и тут связист прокричал, что кончилась война, что мир заключен. 9 мая объявили о Победе.
После Победы Николай Яковлевич попал в госпиталь. Когда был в выздоравливающей команде, ему неоднократно поручали доставлять почту раненным.
Сейчас Николай Яковлевич проживает в х. Пронине Серафимовичского района. Ведет здоровый образ жизни: соблюдает режим, занимается физкультурой, приветствует правильное питание.
Е. КОСОГОРОВА, «Усть-Медведицкая газета»