Литературная викторина к 150 - летию со дня рождения А.С. Серафимовича. Ответы на викторину
- Информация о материале
- Создано: 03.05.2012, 13:23
1. .Назовите даты рождения и смерти А.С.Серафимовича.
Будущий пролетарский писатель родился в станице Нижне-Курмоярской Области войска Донского 19 января 1863 года в семье казачьего есаула, военного казначея награжденного двумя «георгиями» Серафима Ивановича Попова и Раисы Александровны, урожденной Дубовской. У Саши были два брата и сестра. Детские годы мальчик провел в казачьих полках в Польше.
Но согласно Свидетельства о рождении Александра Серафимовича Попова, выданного донской духовной консисторией 30 сентября 1868 г. и хранящегося ГАРО1, даётся другая дата рождения:
«По указу его императорского величества Донская духовная консистория слушали прошение хорунжего Серафима Иванова Попова о выдаче ему свидетельства о рождении сына его Александра. И справку, по коей оказалось, что по метрическим книгам Нижне-Курмоярской станицы, Владимирской церкви, за 1863 г. в 11-й части о родившихся под № 7 значится : хорунжий Серафим Иванов Попов и законная жена его Раиса Александрова, оба православные. Сын их, Александр, рожден 9, а крещен 13 января; восприемники были есаул Иван Антонов Дубовской (крещение) и есаульская дочь девица Юлия Александрова Дубовская. Крещение совершал священник Петр Иродионов с причтом.
Определили: хорунжему Серафиму Иванову Попову о рождении сына его Александра выдать свидетельство, каковое и дано ему из Донской духовной консистории за надлежащим подписом и приложением казенной печати. Сентября 30 дня 1868 г.
Подписали: член священник [подпись], помощник секретаря Анохин, канц. служитель Кочкалдов
Засвидетельствовал: Усть-Медведицкий окружной начальник войсковой старшина [подпись]
Дата смерти Александра Серафимовича Попова – 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №1, 44ряд) вместе со своими близкими
2. В каком учебном заведении в ст. Усть-Медведицкой учился писатель?
В 1873 году Александр Серафимович Попов поступил в первый класс Усть-Медведицкой мужской классической гимназии.
3. Куда и за что А. Серафимович был сослан в ссылку?
В 1883 году Александр Серафимович поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1885 года за А. Поповым в Петербурге, было учреждено полицейское негласное наблюдение. В записной книжке А. Ульянова следователи обнаружили имя Александра Попова, поэтому после неудавшегося покушения на царя, в 1887г. он был взят под стражу, и привлечён к дознанию по «делу первомартовцев». После четырёхмесячного заключения 26 июня 1887г. по решению департамента полиции А. Попов был выслан под надзор полиции в Архангельскую губернию. Он был отправлен в Пинежье в г. Мезень на пять лет.
4. Когда и в какой газете был опубликован его рассказ «На льдине»?
В Северной ссылке Александр Серафимович Попов написал свой первый рассказ «На льдине». Он был опубликован 26 февраля 1889 года в «Русских ведомостях» под псевдонимом Александр Серафимович.
На одной из встреч со студентами Серафимовичского педучилища им. Н. К. Крупской Александр Серафимович рассказывал как он стал писателем: «Конец 80-х начало 90-х годов. Царское правительство за революционную работу сослало меня на север, к поморам. Там у меня был друг Сашка, тоже ссыльный. Жили мы с ним в маленькой комнатке. Очень часто я беседовал с поморами о их жизни, о их тяжёлом труде. Один раз они рассказали мне, как однажды их унесло на льдине в море. Этот случай с поморами произвёл на меня сильное впечатление, и я решил его описать в рассказе. Над рассказом я работал вечерами. Закончив рассказ, я прочитал его другу Сашке. Сашке рассказ очень понравился, и он посоветовал отослать его в газету. Прошло несколько месяцев, а рассказ всё не печатали, я волновался, Сашка успокаивал меня, говоря: – Не волнуйся! Обязательно напечатают!
Сижу однажды на лавочке около дома, смотрю: Сашка бежит, машет газетой и кричит:
«Напечатали! Напечатали!» Не помню, как я очутился около него, выхватил газету и стал читать свой рассказ. Вижу, напечатано: «На льдине», рассказ А.С. Серафимовича. Глазам не верю! Неужели напечатали? Начинаю читать. Раз прочитал, другой – прочитал, третий. Не верится: неужели это я написал? И опять начинаю читать. Газету с рассказом наклеил на стену и опять читаю. Долго читал, даже голова разболелась. Подошёл к умывальнику, вымыл голову холодной водой и лёг спать. Это событие в моей жизни и послужило толчком к моей литературной деятельности».
5. Под какими псевдонимами печатался А. Серафимович и назовите его настоящую фамилию.
Александр Серафимович Серафимович (настоящая фамилия Попов), печатался под псевдонимами: А.; А.С; С.; А. С.-ч; А. Сер-чъ; С.-ч; А. Сераф-чъ; И.Серафимович; Курмоярский; Случайный; Торов; Черноморец.
6. В каком году вышел первый сборник рассказов А. Серафимовича?
1901 году, в Петербурге, в издательстве Звонарёва вышел первый сборник «Очерки и рассказы». На создание первой книги «Очерки и рассказы» большое влияние оказал М. Горький. В сборник вощли: «На плотах», «В тундре», «Поход», «Стрелочник», «Месть», «Прогулка», «Под землёй», «Под праздник», «Бомбы».
Рассказ «Бомбы» близок к роману «Мать». Жена передового рабочего Марья вначале боится «социалистов», затем приобщается к революционной борьбе, прячет нелегальную литературу и бомбы.
7. Какое участие принимал А.Серафимович в Гражданской и Отечественной войнах?
В 1915году в первой мировой войне, он был санитаром в санитарном отряде и корреспондентом "Русских ведомостей". Им был написан целый ряд разнотемных (фронт, тыл) произведений: очерки ("На батарее", "В Галиции"), короткие рассказы-зарисовки ("Сердце сосет", "Встреча", "Черный треух"), сюжетно завершенные, хотя небольшие вещи ("В лесу", "На побывке").
В мае 1918 года пятидесятилетний писатель едет в качестве военного корреспондента газеты «Правда» на Восточный фронт. Центральной темой его очерков и корреспонденции в этот период стала тема роли Коммунистической партии в укреплении Красной Армии.
В годы Гражданской войны Серафимович как военный корреспондент «Правды» и «Известий» разъезжает по фронтам, он был участником разгрома Колчака, Мамонтова, белополяков, Врангеля. Во время поездок по фронтам он познакомился с полководцем Е.И. Ковтюхом, личные впечатления и рассказы Ковтюха воплотились в эпопее «Железный поток», над которым работал почти пять лет. Этот роман вышел в 1924 году и стал вершиной творчества писателя. Основой романа послужило реальное событие из истории Гражданской войны — героический поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха (май 1918 года).
В конце гражданской войны и в начале 20-х годов Александр Серафимович возглавлял работу литературно-художественного отдела газеты «Известия», заведовал агитмассовым отделом Моссовета, вел большую работу в Наркомпросе.
В годы Великой Отечественной войны 80-летний писатель, не остался в стороне от великого дела – защищать Родину. В августе 1942 года гитлеровцы вплотную подошли к городу Серафимович, началась эвакуация населения, и писатель покинул родные места уже в последний момент. А 17 сентября в «Правде» был напечатан его рассказ «Ребёнок» - о пережитом во время эвакуации.
Не взирая на преклонный возраст, Александр Серафимович посетил различные участки Донского, Западного, Сталинградского фронтов, вслед за наступающей армией он продвигался к местам, подвергшимся насилию, посетил город Серафимович, Сталинград. А. Серафимович собирал живой горячий материал об участниках битвы на Дону и Волге. Побывал в танковом полку вместе с группой ансамбля песни и пляски, где он впервые встретился с танками - KB-IC; Т-34. Его прокатили на танке по ухабистой, заросшей просеке и после предложили назвать один из танков его именем, но он попросил, чтобы танк назвали именем Николая Островского. Так в одном полку появились сразу два танка названных в честь писателей.
Летом 1943 года Серафимович посетил Орловский фронт, штаб 3- й Армии, в сентябре 1943г. города Орел и Брянск. То, что писатель, увидел на фронтах, позволило ему с уверенностью утверждать: «Такая армия сумеет любое препятствие преодолеть. Такая армия непобедима!».
И его голос, голос писателя-патриота, звучал на всю страну. Метким словом вёл он солдат на ратные подвиги, вселяя веру в победу нашего завтра. В годы Великой Отечественной войны писатель опубликовал несколько десятков очерков и рассказов о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Рассказ «Весёлый день» - о стойкости и героизме советских воинов, об их патриотизме. Отображая фронтовые будни, писатель рассказывал о солдатской смётке и находчивости. Подвиги героев легли в основу очерков, объединённых позже в цикл «Это – не чудо», завершил он его этюдом «Есть что защищать».
8. В каких большевистских газетах печатался А.Серафимович?
Первым легальным изданием социал-демократов (большевиков) явилась петербургская газета «Новая жизнь», официальным издателем которой был литератор Н. М. Минский. Первый номер вышел 27 октября 1905г. К нему в качестве приложения была отпечатана Программа партии, принятая на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Тираж газеты составил 80 тысяч экземпляров. В организации издания большое участие принимали: М.Горький, печатались К. Д. Бальмонт, Н. А. Тэффи, А. С. Серафимович, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. В.Луначарский и др. С девятого номера в редактировании «Новой жизни» участвовал В. Ленин. Его статья «Партийная организация и партийная литература» была прямым откликом на открывшуюся возможность легально излагать партийные взгляды, хотя идеи ее были приняты далеко не всеми литераторами.
Ровно через месяц после выхода «Новой жизни» стала издаваться в Москве легальная социал-демократическая газета «Борьба», посвященная целиком революционному движению рабочего класса, а затем газета «Вперед». Появились легальные социал-демократические издания в других городах России. Под влиянием большевиков оказались многие профсоюзные издания. Все они вели неуклонную пропаганду революционного свержения царского режима, безвозмездной передачи земли крестьянам, фабрик рабочим, защищали идею демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Цензура придирчиво наблюдала за газетой большевиков. Подвергались запрещению отдельные номера, арестовывались редакторы, налагались штрафы. Правительство несколько раз закрывало газету, но она возобновлялась и продолжала выходить под сходными названиями: «Рабочая правда», «Правда труда», «За правду» (1913), «Путь правды», «Трудовая правда» (1914) и др.
В 1918 году А. Серафимович работал корреспондентом «Правды». В «Правде» освещалось положение на фронтах, боевые действия Красной Армии. В рубриках «Вести с фронта», «Впечатления» увидела свет серия очерков первого разъездного военного корреспондента газеты А. Серафимовича. Среди них: «Ночь», «Политком», «Самоисцеляющая сила», «Бой», «На позиции». Созданные по горячим следам событий, они правдиво описывали ситуацию, происходившую на фронте и в стране, раскрывали человеческие характеры в экстремальных ситуациях, показывали новые взаимоотношения между людьми.
В советской прессе периода гражданской войны важную роль продолжали играть «Известия ВЦИК». В марте 1918 г. вместе с переездом Советского правительства в Москву редакция «Известий ВЦИК» также переезжает в столицу, и А. Серафимович возглавил литературный отдел газеты «Известия».
В газете были постоянные рубрики и разделы: «Красный фронт», «Продовольствие», «Рабочая жизнь», «За границей». Важное место занимал отдел «Действия и распоряжения правительства». «Известия» разъясняли всю сложность ситуации, создавшейся на фронтах гражданской войны, требовали беспощадной борьбы и расправы над эсерами, совершившими покушение на главу Советского правительства Ленина.
9. Назовите военные рассказы и очерки Серафимовича периода первой мировой, Гражданской и Отечественной воин.
Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов: «На Пресне», «Шрапнель», «Встреча», «На Пресне», «У обрыва», « Сверху», «Сердце сосёт», «Зарева», «Среди ночи», «Мертвые на улицах», «У холодного моря» и др. Появляются повесть «Бомбы», написанная по воспоминаниям о первой мировой войне и сборник «Революция, фронт и тыл», (1917—1920).
Во время первой мировой войны Серафимович добровольно отправился на фронт, в Галицию, где служил в составе санитарного отряда «Пироговского общества врачей». Об увиденном и прочувствованном он позднее напишет в своих очерках и рассказах: «На побывке», «Чёрный треух», «Термометр», «Следопыты», «Раненые», «На батарее», «В Галиции» (очерки).
В годы Великой Отечественной войны А. С. Серафимович посетил Сталинградский и Орловский фронта, штаб 3-й Армии, подвиги героев легли в основу очерков, окрашенных верой в победу. Основная идея произведений о Великой Отечественной войне - уверенность в конечной победе советского народа. А. Серафимович говорил: «…задачей моей было донести до читателя, что Советская Армия - самая мощная, самая демократичная, самая культурная армия в мире». В годы Великой Отечественной войны он написал очерки и рассказы: «Клятва», впервые — "Литературная газета", 1941, 13 июля.
«Ребенок», впервые — газ. "Правда", 1942, 17 сентября. Очерк точно воспроизводит подлинный эпизод из жизни писателя.
«Веселый день», впервые — газ. "Красная звезда", 1943, 14 января.
«Творчество», впервые — газ. "Известия", 1943, 3 марта
«Юная армия», впервые, под заглавием "Ребята",– журн. "Красноармеец", 1943, No 11.
«На хуторе», впервые - газ. "Красная звезда", 1943, 14 августа и др.
10. Какое произведение А. С. Серафимовича Луначарский назвал – «романом достойным Бальзака?».
Знание объективных законов истории, понимание исторических перспектив русской действительности позволили писателю создать обобщающую картину капиталистического общества в романе «Город в степи» (1907 — 1912). Изображенная в нем динамика событий предрекает обреченность мира хозяев перед лицом растущих и крепнущих сил будущей пролетарской революции. Луначарский назвал "Город в степи" – «романом достойным Бальзака».
« … Перед нами громадный организм города, возникшего около железной дороги и по-американски растущего так, что меняется не только его облик, но и характер его жителей и взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательный тип. Роман чрезвычайно богат содержанием. Его социологические выводы бьют далеко. Вместе с тем он читается с захватывающим вниманием. На каждой странице читатель найдет нечто поучительное и для нашего времени.
11. Какие награды имел А. Серафимович?
- орден Ленина (1933);
- орден «Знак Почёта» (1 февраля 1939 г.);
орден Трудового Красного Знамени (18 января 1943 г.); - 20 марта 1943 года Александр Серафимович в числе первых советских писателей был удостоен звания Лауреата Государственной Премии 1-й степени.
- Сталинская премия первой степени (100 тыс. руб) — за многолетние выдающиеся достижения в литературе.
- А.Серафимович передал Сталинскую премию в Фонд обороны.
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В 1949 году в связи со смертью, в целях увековечивания памяти старейшего советского писателя, лауреата сталинской премии А.С. Серафимовича Совет Министров СССР постановил:
- воздвигнуть памятник на родине писателя в городе Серафимовиче Сталинградской области;
- установить мемориальные доски на домах в Москве, где жил А. Серафимович;
- организовать дом-музей на родине писателя в городе Серафимовиче;
- присвоить имя А.С. Серафимовича Сталинградскому педагогическому институту;
Именем писателя названы:
- Волгоградский пединститут им. А. Серафимовича
- теплоход «Александр Серафимович»
- рыболовный траулер-рефрижератор «Железный поток»
- Морской сухогруз «А.С. Серафимович»
12. Назовите очерки А. Серафимовича о советских писателях.
Историко-литературные исследования «Откуда появились советские писатели», «Стихи», «Как надо писать», «Отчёт художника», «Писатель раньше и теперь», «Записки писателя», «На ХУ1 съезде ВКП/б/», «Писатель должен шагать вровень с эпохой», «Растить молодёжь», «М, Шолохов и его Тихий Дон», «Писатель – патриот», (О Толстом), «Ответ М. Горькому», «Воспоминания о Горьком», «Тарас Шевченко», «Предисловие к «Мятежу» Фурманова», «Умер художник революции Ф. Гладков и его «Цемент», «Предисловие к «Донским рассказам» М. Шолохова», «Есенин», «Художник слова».
13. В каком году, с кем в соавторстве А. Серафимович перерабатывал роман-эпопею «Железный поток» в драматическую поэму?
В 1924 в сб. «Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее Серафимовича в ряды крупнейших пролетарских писателей.
В 1926-1927 гг. А. Серафимович писал по повести «Железный поток» киносценарий, после его окончания началась длинная эпопея его переделки. За первой редакцией последовала вторая, третья, четвёртая… И каждая редакция подвергалась переделкам. Были среди них и слабые, но были и вполне литературно и кинематографически качественные, тем более, что в их разработке участвовали и крупные кинодраматурги (В. К. Туркин) и кинорежиссёры (Е .Л. Дзиган, А. Е. Разумный и др.). Сценарий хотели ставить С.М. Эйзенштейн и Эрвин Пискатор. Однако над этим сценарием висел какой-то рок, около 10 редакций сценария создал писатель и ни один почему-то не удовлетворил соответствующие кино-инстанции. Сценарий был опубликован в 1958 году, уже после смерти А.С. Серафимовича. В постановке Е.Л. Дзигана и имел большой успех у зрителей. В 1967 году был снят одноимённый фильм (сценарий А. Первенцева).
В 30-х гг. А.С. Серафимович перерабатывал «Железный поток» в драматическую поэму в соавторстве с Игорем Евгеньевичем Всеволожским, режиссёрский коментарий А. Азарха.
Серафимович А.С., Всеволжский И. Железный поток. Драм. поэма. 2-е изд. М.: 1935: 92с. Серафимович А.С., Всеволожский И. Железный поток. Драм. поэма в 3-х д., 6 –ти карт. М. «Искусство»: 1937: 53 с.
14. Произведения каких советских писателей, особенно ценил писатель?
Александр Серафимович особенно ценил Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. В. Луначарского, А М. Горького, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, Д. А. Фурманова, Ф. И. Гладкова, М. А. Шолохова, В. М. Саянова.
15. когда станица Усть-Медведицкая была переименована в город Серафимович?
20 января 1933 года Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР в честь 70-летия писателя Александра Серафимовича (Попова) станица Усть-Медведицкая была преобразована и получила статус города. Город Серафимович расположен на правом крутом берегу реки Дон в районе устья реки Медведицы.
16. Назовите основные произведения А.Серафимовича, посвящённые родным местам.
Впечатления детства, рано осиротевшего А. Серафимовича, легли в основу серии его автобиографических произведений: «Из детской жизни» (1898), «Поход» (1901), «Сережа» (1907), «Первые страницы» (1911), «Бегство в Америку», «Скитание», «С сыном в горах», «На родине», «На хуторе». Вместе с воспоминаниями, над которыми он работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман.
Основные произведения, посвящённые родным местам:
Серафимович А.С. Город в степи.- Собрание сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.5-222.
Серафимович А.С. Колхозные поля.- Собрание сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.101-162.
Серафимович А.С. По родным степям.- Собрание сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.280-306 Серафимович А.С. По донским степям.- Собрание сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.70-93.
Серафимович А.С.В камышах.- Собрание сочинений. В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.511-523.
Серафимович А.С. На берегу.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.142-155.
Серафимович А.С. Отъезд.- Собрание сочинений. В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.601-607.
Серафимович А.С. В станице.- Собрание сочинений. В 7 т. т.5 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.175-191.
Серафимович А.С. Степные люди.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.7-27.
Серафимович А.С. Степная Вифсаида.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.613-629.
Серафимович А.С. Две ночи.- Собрание сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.444-503.
Серафимович А.С. Заяц.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.231-249
Серафимович А.С. Жара и грузчики.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.37-46.
Серафимович А.С. Потерянный завтрак.- Собрание сочинений. В 7 т. т.6 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.174-180.
Серафимович А.С. Место свято.- Собрание сочинений. В 7 т. т.6/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.44-50.
Серафимович А.С. Ребёнок.- Собрание сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.190-194.
Серафимович А.С. Первые впечатления.- Собрание сочинений. В 7 т. т.1/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.584-586.
Серафимович А.С. Рабочих не пускают. (Из цикла «Заметки обо всём).- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.513.
Серафимович А.С. Золотой телец. (Из цикла «Заметки обо всём).- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.505-506.
Серафимович А.С. Без билета.- Собрание сочинений. В 7 т. т.6 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959,-с.98-104.
Серафимович А.С. Дон.- Собрание сочинений. В 7 т. т.6/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.190-198.
Серафимович А.С. Станичные этюды.- Собрание сочинений. В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.570-583.
17. Какими циклами представлены у А. Серафимовича произведения на военные темы?
В цикл – о первой русской революции вошли рассказы: «Бомбы», «На Пресне», «Шрапнель», «Встреча», «У обрыва», «Сверху», «Сердце сосёт», «Зарева», «Мертвые на улицах», «Похоронный марш», «Среди ночи» и др. Воспоминания о первой мировой войне вошли в сборник «Революция, фронт и тыл», (1917—1920).
В цикл о гражданской войне вошли военные рассказы той поры: «Поход», «Белая глина», «На побывке», «На батарее», «Наказ красногвардейцам», «Остров порядка и свободы», «Ненависть», «Красный праздник» и др.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, А. С. Серафимович принимал самое деятельное участие в общенародной борьбе с фашизмом. Он написал несколько десятков очерков и рассказов – «Клятва», «Ребенок», «Веселый день», «Творчество», «Юная армия», «На хуторе», «На освобождённой земле», «Народ-титан» и др., большая часть которых позже была объединена в циклы – "В родных мостах", "Это - не чудо".
18. Назовите первый рассказ, рисующий эпизод войны неподалеку от Сталинграда?
«Ребёнок» - очерк точно воспроизводит подлинный эпизод из жизни писателя, о бомбёжке моста через реку Иловля, в августе 1942года.
19. В каком очерке Серафимович проводит параллель между старым Царицыном и новым Сталинградом, описывает хозяйственные и культурные достижения города?
Целый ряд очерков А.Серафимовича, печатавшихся на страницах газет и журналов, проводит параллели между старым Царицыном и новым Сталинградом, описывает хозяйственные и культурные достижения города: «Новая стройка», «По донским степям» (1931). Цикл рассказов и очерков военной поры: «Слава городу-герою» (газета «Социалистическое земледелие» №15, 1944) «Черкасовское движение»
20. Кратко охарактеризуйте участие А. Серафимовича в жизни родного края во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период?
Особенно памятно и дорого его участие в делах по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, когда из пепла и руин воскресала неугасимая советская жизнь.
Очень большое содействие оказал Александр Серафимович в восстановлении городского транспорта. При его непосредственной помощи горсовет получил семь автомашин, что позволило более успешно вести работу по восстановлению всего городского хозяйства. Новая, полученная с завода автомашина обеспечила своевременную доставку почты.
По просьбе Серафимовича - выделить из Наркомзема необходимое количество людей, тракторы, укрепить колхозы и машинно-тракторные станции района, в 1944 году МТС района получила 30 новых тракторов СТЗ-НАТИ.
Пришедшая на помощь крестьянам новая техника позволила достигнуть значительных хозяйственных успехов.
По инициативе Серафимовича в город поступило полное оборудование для трёх кабинетов: рентгеновского, физиотерапевтического, зубоврачебного. По медицинскому обслуживанию трудящихся район стал занимать одно из первых мест в области.
По его инициативе в городе был вновь организован и работал Дом санпросвета. Серафимович выпросил для него более 30 тыс. рублей на приобретение разного имущества: литературы, плакатов, муляжей, учебных пособий.
Много внимания забот и труда он вложил в строительство электростанции, озеленения города, строительство понтонного моста через р. Дон, в организацию и улучшение работы районной и детской библиотек, книжный фонд которых он пополнял за счет книг из личной библиотеки.
Серафимович призывал сделать город городом-садом. «Город должен быть густо озеленён. Улицы должны превратиться в аллеи, в четыре ряда деревьев. Заборы, ворота долой. Ни один забор вора не удержит. Вместо заборов - цветущие кусты. Дворы сплошь обсадить деревьями. Цветниками. Скамейки. Обязательно в каждом дворе детская площадка. Дети должны играть на улице. Каждым двором-садом пользуется любой гражданин, ибо этот город – большой коллектив. Для хозяйских нужд и построек отводится нужная площадка, - дворы здесь громадные. Стены домов – сплошь в вьющихся растениях. На Дону – превосходное купание, пляж, купальни, лодки». Это была мечта всей его жизни. Уже в 1947 году было завезено и посажено около пяти тысяч фруктовых деревьев.
Внимание Александра Серафимовича было сосредоточено не только на городском хозяйстве, он интересовался деятельностью и других организаций района и оказывал им большую поддержку. Он был предан Донской земле никогда не прерывал связи с нею, всегда был в курсе её дел и событий. Его знали от мала до велика, все его уважали и любили за его близость к народу и беззаветное служение интересам народа. Трудящиеся всегда были признательны ему за активную деятельность в организации колхозов и укреплении колхозного строя в благоустройстве города и района.
21. В чём заключалась общественная деятельность писателя-земляка?
Не только в творчестве своём проявил писатель любовь к станице Усть-Медведицкой, но любовью и заботой о ней и её людях была проникнута вся общественная деятельность Серафимовича. С 1933 года А. Серафимович был бессменным депутатом горсовета и Почётным гражданином города, неутомимым общественным деятелем. Несмотря на загруженность своей профессиональной работой литератора и преклонный возраст он находил время для выполнения общественных обязанностей и немало сделал для города и его жителей.
С первых же дней Октябрьской революции писатель активно включился в культурное строительство молодой республики. Работал в советской прессе, писал листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 — член ВКП(б). Он заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, работал военным корреспондентом «Правды». Он вёл большую общественную работу: был членом президиума РАПП, с 1926—1930 редактировал журнал «Октябрь».
Жизненный и творческий путь Александра Серафимовича – пример благородного и честного служения народу; путь упорного, настойчивого труда, путь борьбы за лучшее будущее.
Умер Александр Серафимович Серафимович - 19 января 1949 года, в день, когда ему исполнилось 86 лет, но до самого конца жизни жила в нём жажда деятельности, постоянного живого общения с людьми. За год до смерти, подводя итоги своей жизни, он давал наказ молодёжи:
«…Жизнь пахнет упоительно!
Жизнь наша – необъятный голубой простор моря!
Так украшайте эту жизнь ещё более,
Ещё более раздвигайте её просторы».
Сбываются вещие слова А. С. Серафимовича: «Много чудес повидал я за свой долгий век, но то, что увидите вы, мои дорогие читатели, будет еще чудеснее, еще величественнее. Самой бурной молодостью заживут наши реки, и более, чем Днепрогэс, удивит мир Енисейстрой. Засветится новыми огнями тундра, глубже раскроют свои недра горы, вырастут новые прекрасные города – сады».
22. Какие рассказы Серафимовича входят в «Северный цикл»?
Северная ссылка стала для Серафимовича вторым университетом, здесь же началась и его литературная деятельность. Годы, проведенные Серафимовичем на севере, определили содержание ряда рассказов, написанных в далёкой ссылке. В 1889 году в «Русских ведомостях» был опубликован его первый рассказ «На льдине», а также рассказы «В тундре», «На плотах», «Снежная пустыня», «Песня» и позднее «У холодного моря», «Лесная жизнь».