Косоротов Александр Иванович

Косоротов Александр Иванович, драматург и прозаик

Косоротов Александр ИвановичСлава этого донца звучала по всей театральной России, но конец жизни его оказался, к сожалению, трагическим.

Родился Александр 24 февраля 1868 г. в станице Нижнечирской области Войска Донского, в семье врача окружного лазарета Ивана Федоровича. После смерти матери жил с отцом в Новочеркасске, закончил гимназию. С детства проявил способности к живописи и музыке, сочинял романсы, рисовал портреты.

«Стал писателем лишь потому, что судьба заградила предо мной путь музыканта», откровенно говорится в его автобиографии.

В 1893 г. Косоротов окончил историкофилологический факультет Московского университета. После отбытия воинской повинности в лейбказачьем полку в Петербурге служил в государственных органах. Но жил мечтой творческой. Выйдя в отставку, занялся литературной деятельностью.

Первые рассказы выпустил в 1895 г. в газете «Свет», опубликовал автобиографическую повесть «Вавилонское столпотворение. История однойгимназии». Отдельное издание ее вышло в Санкт-Петербурге в 1900 г. Рассказ «Забытая калитка» писатель А.В. Амфитеатров назвал лучшим произведением Косоротова «…превосходным по правдивости, и очень тонкая по чутью исповедь детской души».

Косоротов активно сотрудничал в газете «Новое время», публиковал интересные театральные и критические статьи.

С 1901 г. Александр Иванович проживает во Франции как парижский корреспондент этой газеты. Обладая способностями к живописи, посещает в Париже Академию художеств, пишет портреты, одновременно публикует полемические заметки. Но, будучи подверженным неврастении и депрессии (проявления наследственного туберкулеза), покинул без согласования с редакцией Париж.

Александр Иванович странствовал по красочной Италии и Корсике, однако бедствовал и просил о денежной помощи редактора, драматурга А. Суворина.

Возвратившись в 1902 году в Россию, участвовал в организации газеты «Русь», помещал статьи о тяжелой, русско-японской войне. Сотрудничал в изданиях «Театр», «Обозрение театров», «Всемирном вестнике литературы».

Косоротов, как драматург, становится известным своей пьесой «Весенний поток» (СПб, 1905), популярной во всех театрах России, вплоть до 20-х годов!

Максим Горький, одобрил пьесу еще в рукописи. В нашем Царицыне пьеса «Весенний поток» в постановке труппы Собецкого открыла театральный сезон 1906 – 1907 гг. В спектакле остро рассказывалось о сложных взаимоотношениях полов, о любви и ханжестве. Пьеса вызвала в прессе бурную полемику. Косоротов не ожидал такой известности. В пьесе «Божий цветник», о борьбе взглядов в искусстве, главную роль исполняла М.Г. Савина, известная в Царицыне по спектаклю «Татьяна Репина», поставленном в местном театре «Конкордия».

Трагедия его «Корфинское чудо», прошедшая в Петербурге и Москве, направленная против религиозного фанатизма, подверглась критике, но сам автор считал её своим лучшим сочинением. Мелодраматическая пьеса «Мечта любви» имела широкий успех в провинции. Была признана его «лебединой песней», ей он «отдал свои силы и свою любовь».

«Критика отмечала преобладание разговоров над действием, некоторую надуманность сюжета, отсутствие «жизненного нерва». Однако занимательность завязки, «нежные и волнующие тона», «простота и ясность положений», привлекали к ней режиссеров, актеров и публику», отмечают сегодня критики.

Современники причисляли А.И. Косоротова к видным представителям столичного Петербургского творческого общества. Имя его вызывало у литераторов восхищение, а у иных и зависть.

В 1912 г. в поселке Лесной близ Петербурга погасла яркая слава донского самородка Косоротова.

Материальные невзгоды, резкое обострение болезни, участившиеся приступы депрессии (с признаками помешательства), послужили причиной его трагической гибели. Александр Косоротов покончил с собой.

Похоронили Александра Ивановича в трауре венков из живых цветов на Волоковом кладбище.

Вот и вспоминаются вещие слова поэта:

Легкой жизни я просил у Бога:
Посмотри, как тяжко все кругом,
Бог ответил: «Подожди немного,
Ты меня попросишь о другом».
Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить,
Легкой жизни я просил у Бога,
Легкой смерти надо бы просить.

Характерно мнение о Косоротове Максима Горького, не раз подыгрывавшего советской власти: «Я мог бы назвать себя его литературным крестным отцом, мне казалось, он способен на многое, а вышло как-то глупо. Он сразу же захлебнулся «славой», потом перестал работать и начал форсить. Жалко его очень».

Имя нашего самобытного земляка, донца Александра Косоротова навечно вошло в историю отечественной драматургии.

Николай Бичехвост