Попов Константин Васильевич

Попов Константин Васильевич, художник, белоэмигрант

В русских кругах Буэнос-Айреса, столицы Аргентины, знают имя этого талантливого художника.

При жизни Константина Попова блистало более 40 его персональных выставок в столице, городах Росарио, Мендоса, Мар-дель-Плата и других.

Но вряд ли знают о поразительном творчестве и судьбе художника Попова его земляки из станицы Михайловской, в которой он родился в 1897 году.

И не потому, что земляки не желали о нем знать, а потому, что советская власть всякие сведения об успешной жизни белоэмигрантов за границей тщательно скрывала от своих граждан. Тем более о талантливых казаках зарубежья!

Константин Попов образование получил в донской столице Новочеркасске. Проявил дарование к рисованию и был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Среди учителей его был художник К. А. Коровин, писавший в Москве декорации по эскизам известных живописцев В.Васнецова, В.Поленова и бывший художником при Императорских театрах.

Очевидно, он и заложил юному Константину Попову искусство театральной декорации, тонкого колорита пейзажей и интересного портретиста.

Но в творческую судьбу Попова вмешалась смута революции и в 1918 году он возвращается в свободный от красных частей Новочеркасск. Вместе с отчаянной, молодежью Дона встает в шеренги Белого движения. Участвует в сражениях гражданской войны.

Но от бессмысленной кровавой бойни стали уставать и красные и белые.

В 1920 году Попов с остатками армии Врангеля в составе Атаманского военного училища эвакуируется через Черное море на остров Лемнос. Но и здесь не проходила у него взбудораженная память о былом:

Забыть ли, как на снегу сбитом
В последний раз рубил казак,
Как под размашистым копытом
Звенел промерзлый солончак,
И как минутная победа
Швырнула нас через окоп,
И храп коней, и крик соседа,
И кровью залитый сугроб.

С отрядом офицеров эмигрирует он в Болгарию.

Поступает в Академию художеств, которая через два года направляет его в Рим для совершенствования в искусстве. На жизнь он зарабатывает, расписывая декорации в театре «Констанца». Так прошли три года.

В 1926 году Константин Попов переезжает во Францию, и работает день-ночь на заводе «Ситроен».

И тут судьба проявляет к нему благосклонность. Попов встречает своего бывшего профессора, К.А. Коровина, находящегося в эмиграции. Благодаря его помощи Попов смог возвратиться к желанной работе художника. Дирекция престижного театра Шан-э-Эпизе приняла его в качестве художника-декоратора - и не разочаровалась!

Парижская богема в течение пятнадцати лет восторгалась зрелищными театральными декорациями Попова, написанными для парижской группы Московского художественного театра, русской оперы Церетели, хора Аргенева-Славянского, к постановкам балета Анны Павловой и других.

Обретший славу в Европе, Попов в 1936 году получает персональное приглашение из-за океана - приехать на солидную работу в Аргентину, в которой проживало до двухсот тысяч эмигрантов из России.

В столичном Буэнос-Айресе, в группе лучших художников мира, Попов участвует в уникальной росписи стен и потолка огромного театра «Бабилония», общей площадью 5 тысяч кв. метров живописи, и панно во «Дворце танца», где среди национальных танцев им запечатлен наш жгучий «Казачок».

Константин Васильевич писал красочные декорации в театрах Буэнос-Айреса, как «Колон», «Атенео» и других. Публике известен был также колоритными тропическими пейзажами, броскими натюрмортами и
портретами.

Неутомимый художник Попов участвовал в культурной жизни русской колонии, где имелись различные объединения, драматический кружок, ставящий спектакли русских классиков.

В Аргентине слышал он и русскую речь и песни, видел славянские лица. Встречались даже волжские переселенцы-колонисты из Камышинского уезда.

«Связующим и осведомленным о русской жизни в Аргентине центром служит местная газета «Русский в Аргентине». Редактором ее является бывший парижанин, инженер Г.М. Киселевский, шесть лет тому назад переселившийся в Буэнос-Айрес, а издателем предприимчивый С. И. Стапран, бывший офицер».

Эта русская газета с драматическим кружком, и вступившим в работу Пушкинского комитета Константином Поповым, провели в Буэнос-Айресе блистательные мероприятия, посвященные памяти великого Пушкина в связи со столетней годовщиной со дня его смерти.

Константин Васильевич Попов в возрасте 55 лет упокоился в стране солнца и цветов Аргентине.

Он оставил после себя великолепные произведения живописи.

Интересно, увидим ли мы когда-нибудь, хотя бы толику из богатого творческого наследия нашего земляка?..

Николай Бичехвост